интервью Константина Кинчева белорусской газете, после концерта в Минске 05.10.08.
Все, можно выдохнуть и расцепить пальцы. Так долго ожидаемый концерт «Алисы» состоялся 5 октября. Летняя отмена выступления питерской группы заставила алисоманов настороженно отнестись к осеннему обещанию организаторов привезти, несмотря ни на что, легенду российского рока. Правда, заявленный администрацией «Алисы» «золотой концерт», то есть самый первый в концертном туре, оказался не первым, но какие тут могут быть счеты, в конце концов. Ведь этих музыкантов Минск не видел на своих площадках пять лет.
НИКАКИХ «ФАЙЕРОВ»!
– Почему «Алисы» так долго не было в Беларуси?
– Это надо спросить у уважаемой публики и ваших концертников – почему нас так долго не было. Мы – с удовольствием, хоть каждый день здесь готовы выступать.
– Говорят, вы были в списке невъездных групп…
– Наверное, не знаю. Возможно, потому, что мы всегда работаем чересчур экспрессивно. Наконец свершилось, стали въездными. Радует, что концерт прошел без эксцессов. Без того, чего боялись власти. Люди, пришедшие во Дворец спорта, спасибо им, оказались вменяемыми. Их попросили вести себя адекватно, учитывая специфику региона. Все прошло нормально, без скандалов и разборок между нашими поклонниками, съехавшимися отовсюду.
Правда, гостей на этом празднике оказалось немало. Вообще, особенностью фанатов является то, что они постоянно ездят вслед за своими кумирами по городам и весям. На минский концерт прибыли члены «Армии «Алисы» из Москвы, Питера, Владимира, Новосибирска, других российских городов, из Украины. Что до специфики региона, о которой упомянул Константин, то она действительно имеет место быть. Что делать, в спокойной Беларуси российские рокеры, тем более «Алиса», расцениваются властями как потенциальная опасность. Мало ли что придет в голову проблемной толпе молодежи, заведенной мощной музыкой. Армия – сила! Так бывает, кто бы спорил. Но та же специфика региона сыграла при подготовке столичного концерта положительную роль. Задолго до события организаторы встретились с лидером белорусских фанатов «Алисы» и попросили провести разъяснительную работу среди членов организации. Темой беседы было корректное поведение «армии» во время концерта. Главное, не приносить «файеров»! Об этом просил сам Кинчев. В противном случае выступление будет остановлено и, соответственно, сорвано, что недопустимо. Можно представить, каких усилий стоили уговаривания «не жечь», «не скандалить», но местные алисоманы свое дело сделали – обошлось без «вызовов 102», даже врач «скорой» спокойно сидела на трибунах позади сцены, слушая «живые» песни «Алисы».
ЗАКОНЫ ПРОТИВ «ФАНЕРЫ»
– Недавно в Беларуси был принят закон о концертной деятельности. Теперь на афишах концертанты обязаны указывать, как они будут петь: вживую, под фонограмму и так далее. Есть ли в России подобный закон?
– Что-то там такое наши депутаты стараются принять. Меня это не особо интересует и никоим образом не ущемляет. Я думаю, если публика хочет быть обманута, голосуя рублем за «фанерных» исполнителей, значит, такая халтура имеет право на существование. До тех пор, пока зритель не перестанет ходить на такие мероприятия. Радостно, что белорусские законодатели занимаются вопросами концертной деятельности. Значит, в государстве все в порядке. Основные глобальные проблемы решены, можно начать думать о всякой «мелочевке».
«ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА СРЫВЫ»
– Мне кажется, что степень падения популярности артиста во многом зависит от того, насколько интересен со временем он становится самому себе. Вы – обладатель стабильной известности вот уже 25 лет…
– Талантом нельзя расшвыриваться. К этому дару должно быть бережное отношение. Моя популярность заключается в том, что я просто нахожусь на своем месте. Мне действительно радостно выходить на сцену, играть концерты. И огромная благодарность моей публике, которая приходит и голосует за то, чтобы я продолжал заниматься своим делом. Спасибо «Армии» и всем, кто дает мне возможность быть долгожителем на рок-сцене. Потому что, как бы я ни любил заниматься своим делом, но что такое артист без публики?
– Чего вы никогда не сможете позволить себе на сцене?
– У любого человека должна быть мера ответственности. Слава Богу, с годами я это понял достаточно ясно. Все, что мне не разрешает делать в жизни мой внутренний моральный кодекс, то, естественно, и на сцене я себе позволить не смогу ни при каких обстоятельствах. Были, были срывы, чего скрывать. Мне стыдно за них до сих пор. Я еще раз прошу прощения у публики за свои прошлые выходки.
«Я СМОГУ ОБОЙТИСЬ БЕЗ МУЗЫКИ»
– Что молодежь может перенять от вас, и что – решительным образом нет?
– Уж этого я не могу сказать. Хотелось, чтобы только хорошее. Потому что плохого во мне с избытком. Решительным образом – нет? Чтобы молодежь не повторяла моих «возрастных» ошибок. Нельзя превозносить собственное «Я», страдая от самости и гордыни. Эти избыточные во мне качества и сегодня не до конца растворены. Им ни в коем случае нельзя доверять – они заводят очень далеко, в нехорошие места.
– Если бы вас попросили разработать музыкальную «диету»?
– Я не очень понимаю термин.
– То есть без каких музыкальных «продуктов» можно обойтись спокойно, без ущерба для развития организма? – Я к музыке как к «продукту» не отношусь.
– Изменим формулировку вопроса. Без какой музыки вы не можете обойтись?
– Я смогу обойтись без музыки вообще. Другое дело – она у меня все время играет. Но если рассматривать музыку с точки зрения воздуха, я смогу от нее отказаться. Если будет выбор: дышать или слушать музыку, я предпочту дышать. И жить. Ведь по жизни для человека что важно? Верно расставить приоритеты. Тогда перекосы уходят по периферии, на задний план. Краеугольный камень, верхушка жизненной пирамиды – Создатель. На втором месте – семья. И только на третьем – профессия. В моем случае – музыка. Иначе никак. Поверьте, моментально пропадают все эти муки творчества, бессонные ночи: «Что ж такое – раньше песни складывались, а теперь не пишутся». Дальше начинаются уныние, кошмары. Все это происходит у многих творческих людей. Почему? Нельзя ставить себя любимого краеугольным камнем всего сущего.
ЛЮБОВЬ ИЛИ ВЕЛИКОЕ «НИЧТО»
– А что нужно ставить? Любовь?
– Конечно. Ведь Бог есть Любовь. Которая учит ответственности. В том числе и за тех, кто тебе поверил. За них ты тоже несешь ответственность.
– А где же мы? Те, кто выстраивает себе эту пирамиду?
– «Быть выше стада, но ниже тех, кому слуга – господин», – так я сформулировал бы ответ словами из моей песни. И все.
– «Наш Бог есть Любовь». Почему люди – христиане по рождению – с возрастом обращаются к другим религиям, начинают истово поклоняться другим богам? Что их пугает в христианстве?
– Это, конечно, не ко мне вопрос. Но можно поразмышлять. Дело в том, что в христианстве, тем паче в православии, надо много работать, если ты встал на этот путь. А в любых суррогатных религиях, как я их называю, все гораздо проще. Плюс ко всему этому на них – флер привлекательной таинственности. Ведь, к примеру, такое мировоззрение, как буддизм, чему учит? Физическому самосовершенствованию и растворению в великом «ничто». Где нет ничего – ни Любви, ни Радости. Только Покой. Йоги учатся управлять не духом, но организмом. Не дышать, не пить, отсечь все привязанности, забыть о человеческих обязанностях, отрешиться от всего сущего. Но гораздо труднее физического самосовершенствования колоссальная духовная работа. Да, мы, христиане, трудно, но учимся любить.
– Научимся когда-нибудь?
– Это надо спрашивать у Бога, не у меня.