Белорусский коллектив «Ляпис Трубецкой» в качестве подарка именинникам приготовил кавер-версию на песню «Скворец». Вот какие задачи Сергей Михалок и компания поставили себе, работая над трибьютом:
«Оставить минимально «Машину Времени». То есть «Машина Времени» – это только гармония и поэзия. Мы хотели, чтобы это было диаметрально противоположно. Трудно назвать, что это даже классический «Ляпис Трубецкой», хотя, в общем-то, быстрая такая панк-ритм секция, наличие духовых. Так что это все-таки такой симбиоз, синтез. Но мы хотели, чтобы это было не похоже по звучанию именно на то, как «Машина Времени» исполняла. А в чем тогда смысл? Зачем копировать?».
«Скворца» Сергей Михалок впервые услышал в тринадцать лет на спортивных сборах в Ашхабаде – песню играли на гитаре старшие друзья будущего лидера «Трубецкого». Тогда он даже не подозревал, что это песня «Машины Времени». То, что слова «Скворца» оказались знакомы музыкантам «Ляписа Трубецкого» практически с детства, очень помогло им при записи. В связи с плотным гастрольным графиком участники коллектива репетировали песню всего один день, а потом сразу же записали ее в студии.
_____________________________________________
Для юбилейного трибьюта «Машине Времени» «Машинопись», группа «СерьГа» записала вместе с Гариком Сукачевым песню «Гимн забору».
«Честно говоря, никто мне ничего не предлагал, я сразу как-то взял на себя смелость ориентироваться в материале сам, – признается лидер «СерьГи» Сергей Галанин. Единственное, сначала я хотел спеть свою любимую песню «Люди в лодках», но в итоге мы не нашли для нее каких-то интересных «фишек», аранжировочных ходов. Потом вдруг, ни с того ни с сего, я вспомнил про одну из самых знаковых песен Андрея Макаревича «Гимн забору». Когда-то мы даже с Женькой Хавтаном из «Браво» ее играли вместе в одном ансамбле. Так что она достаточно древняя и в этом смысле – проверенная временем, с неподдающимся ржавчине текстом. Она как-то сразу у нас получилась, даже не пришлось особо мудрить»
Сергей Галанин признается, что «Гимн забору» у него получился в стиле группы «Бригада С», в которой он некогда играл на бас-гитаре.
«Правда, мы записывали эту вещь без привлечения духовых, поскольку в этом случае был бы уже прямой намек на «бригадное» творчество, – уточняет он. – Но все это мы с «СерьГой» сделали своими силами, хотя я сразу подумал, что с Гариком Сукачевым она прозвучала бы великолепно. Однако я не стал ему звонить, так как знал, что ему тоже предложили какой-то свой материал. Тут вдруг звонит сам Гарик и предлагает поучаствовать в трибьюте вместе. Я похвастался ему, что записал «Гимн забору», и он предложил влиться в процесс. Мы встретились, я распределил между нами текст, с точки зрения тональностей, и все получилось довольно легко. Хотя я немного изменил тональность, и для Гарика она оказалась низковатой, он быстро адаптировался, и часа за полтора мы все записали. С приходом Гарика «давление» на песню со стороны «Бригады С» усилилось, и я весьма этому рад. Это такой намек на то, что мы когда-то эти песни играли - и не разучились. Несмотря на то, что и я, и Гарик, движемся в разных направлениях, мы все же помним наше веселое совместное творчество».
Лидер «СерьГи» сообщил, что постарался не вносить в «Гимн забору» кардинальных изменений, добавив туда от себя лишь залихватский проигрыш.
«Это было сделано для того, чтобы немного увести слушателя от социальности текста, – поясняет Галанин. – Ведь умный человек и так все слова поймет, но если ты будешь говорить на серьезные темы с легкостью, то можешь охватить и более широкую аудиторию. Причем, вокальную манеру я рассматривал, исходя из моего уважения к Майку Науменко, добавив в песню повествовательные эффекты. Интересно, что запись первого куплета я первоначально использовал как демо для других музыкантов «СерьГи» при работе над аранжировкой. Но он получился настолько удачным, что мы оставили именно эту версию».
Результатом певец остался доволен.
«У нас получилось по минимуму использовать студийных эффектов, которые я очень не люблю, так как чаще всего они ведут к потере изначального настроения, – рассуждает Сергей Галанин. – Думаю, что наш «Гимн забору» будет заметным украшением трибьюта. Может быть, многие сегодня и не помнят этой песни, но меломаны ее прекрасно знают. А то, что ее не крутят сегодня на радио – это проблема радиостанций. Да и вообще я считаю, что «Машина Времени» давно уже достойна отдельной радиостанции, посвященной исключительно ей».
_______________________________________________
Кавер-версия песни «Машины Времени» «Шанхай-блюз», записанная недавно группой «ЧайФ», войдет в альбом-трибьют «Машинопись». Свою версию «Шанхай-блюза» вокалист «ЧайФа» Владимир Шахрин окрестил «вальяжной и в меру буржуазной».
«Песню «Машины Времени» мы, конечно, переделали, – говорит Шахрин. – Получилась абсолютно современная трактовка этой песни прошлого века. Сейчас и ее автор Евгений Маргулис, и исполнители – состоявшиеся, уверенные в себе люди. В «Шанхай-блюзе» сквозит ностальгия по временам нашей молодости, но не безысходная, а светлая. Вот это и хотелось отразить. Список, из которого мы выбирали песню, был достаточно большой, но думали мы недолго. Честно говоря, хотелось соригинальничать и выбрать ту, которую никто не выберет. Хотелось, чтобы и зрители, и «машинисты» прочувствовали, что это юбилей ГРУППЫ, а не авторский юбилей Андрея Макаревича, отчасти поэтому мы выбрали песню не его пера. Кроме того, сам автор нам чрезвычайно симпатичен. Женя комфортный, душевный человек, близкий по духу к музыкантам группы «ЧайФ»».
В канун юбилея Владимир Шахрин пожелал музыкантам «Машины Времени» «крепкой эрекции на творчество».
«МВ как была основополагающим коллективом в русскоязычной рок-музыке, так и осталась им, – рассуждает Шахрин. – Это некий фундамент, на котором возводилось странное строение под названием русский рок. Как фундамент эта группа оказалась крепкой и надежной, на нём до сих пор можно надстраивать всё что угодно! Функцию фундамента «Машина Времени» выполняет на все 100%, это я вам как строитель-специалист по фундаментам говорю!»
_______________________________________________
Группа «Чиж и Ко» записала для трибьюта «Машине Времени» свою версию песни «Эти реки никуда не текут».
«Насколько я помню, у нас был какой-то список, из чего выбирать, но мы как-то не особо его и придерживались, - говорит Сергей Чиграков. – Так или иначе, мы остановились на песне «Эти реки никуда не текут». Просто легла к ней душа – и все! Это отнюдь не говорит о том, что именно она у «Машины» самая лучшая – нет, там все песни очень классные. Но нужно же еще делать скидку на то, сможем ли мы это отобразить, в наших ли это пределах сделать это хорошо. Снимать в копейку и петь голосом Макаревича эту песню вновь смысла не было. Так что мы сыграли ее более блюзово. Но при этом мы не хотели никого переплюнуть, а просто выразили в ней свое представление о блюзе. А переигрывать кого-то бесполезно, да и не стоит. Ну нет такого понятия, как победитель в музыке. Если бы я эту песню написал, я бы ее сыграл более жестко – так, как мы ее и записали. Кстати, мы так поступаем со всеми трибьютами».
Сергей Чиграков уже включил свою версию песни «Эти реки никуда не текут» в концертный репертуар группы «Чиж и Ко».
«Мы ее уже вовсю обкатываем на наших выступлениях. Тех, кто еще не слышал эту песню, мы, так сказать, приобщаем. Пусть потом послушают и оригинал, в конце концов! Если у них не хватает мозгов послушать оригинал сразу, пусть услышат ее начала хотя бы у нас. Даст Бог, через нас придут уже и к первоисточнику. Кстати, мы обязательно сыграем эту вещь на юбилейном концерте «Машины времени» в Олимпийском!».
На вопрос о том, какое влияние оказала «Машина времени» на творчество группы «Чиж и Ко» Сергей Чиграков иронично отвечает:
«Конечно, мимо-то уж точно не прошла! В свое время я жил в Дзержинске, и туда «Машина» доходила в гораздо большем объеме, нежели, скажем, музыканты ленинградского направления рока. Поэтому творчество «машинистов» было всегда, что называется, под рукой. Под их влиянием я написал штук, наверное десять песен. Это были своеобразные подражания Макаревичу, Подгородецкому, Маргулису или Кутикову. Все, это, конечно имело место – пусть даже не в музыке, но в стихах или мировоззрении. От этого никуда не деться да я, собственно, никогда этого и не скрывал. И уж тем более, грешно мне этого стыдиться. Слава Богу, что на меня оказали влияние лучшие представители отечественной рок-музыки. Что пожелать им в канун юбилея? Желать им столько же лет на сцене протрубить – это фиг знает… Все-таки, работа это тяжелая, как ни крути. Но уж коли дело поворачивается так, что они все играют, играют и наиграться не могут, то в этом случае я желаю им хорошего звука, хорошего зала и хорошего зрителя».
_______________________________________________
Группа «РУБЛЬ» примет участие в юбилейном концерте «Машины времени» 11 декабря в СК «Олимпийский». Музыканты сыграют свою версию песни «Битва с дураками», записанную для трибьюта «Машине времени» «Машинопись».
«Песня для трибьюта всплыла как-то случайно, - рассказывает Сергей Шнуров. - Изначально я думал про «Марионетки». Мне казалось это созвучным современному положению вещей, но мой друг Дима Гугучкин посоветовал обратить внимание на «Битву с дураками». В итоге, я не смог пройти мимо такой великой вещи. Я послушал, подумал - да, это нам очень подходит по тексту, по настроению. Уже в последний момент я узнал, что во время путча в 1991 году одна из радиостанций сутками крутила именно эту песню».
Любопытно, что до последнего времени отношения между Андреем Макаревичем и Сергеем Шнуровым отнюдь нельзя было назвать безоблачными. Так, в 2003-м в песне «Ленинграда» «Меня зовут Шнур» Сергей Шнуров залихватски спел: «Машина времени» застряла в своем времени, и им не избавиться от этого бремени». Этот выпад сам Андрей Макаревич прокомментировал следующим образом:
«Меня совершенно не интересует ни Шнуров, ни то, что он делает. Другое дело мнение моих знакомых. Конечно, приятно, когда что-то новое сделал – и Боре Гребенщикову, Максу Леонидову или Леше Кортневу понравилось. Но и к ним я не прислушиваюсь. Мое собственное мнение - самое главное. Его ничем не сломать.
Теперь Андрей Макаревич даже выделил «РУБЛевскую» «Битву с дураками» среди других вещей трибьюта:
«Шнур сумасшедшую версию сделал. Я вообще не поклонник группы "Ленинград", если честно, но Шнур тут просто шикарно выступил. Никто нас не копировал - и в этом кайф!»
_______________________________________________
Молдавская группа Zdob si Zdub исполнила для трибьюта «Машине времени» свою версию композиции «Необычайно грустная песня или Телега».
«В трибьют мы попали очень интересно, - признался лидер Zdob si Zdub Роман Ягупов. - Мы поздравляли «Машину Времени» в Кишиневе с юбилеем творчества. Андрей Макаревич пригласил нас на концерт. А так как на выступление нас бесплатно пускать отказались, мы разыграли комедию. Прошли в зал – а там сидит бомонд и качается в такт музыке… А мы начали скакать и плясать под музыку, побежали к сцене с цветами, а тут охрана и все дела. Тогда я и услышал первый раз о трибьюте. После концерта у Андрея в гримерке я сам предложил поучаствовать в трибьюте. Андрей сказал, что не против, но время поджимает… и предложил песню «Он играет на похоронах и свадьбах». После теплого общения и молдавского вина в обществе «Машины Времени», я всю ночь слушал старые записи «Машины» и решил, что не будем мы перепевать хитовые песни. Остановили свой выбор на «Заборе» и «Телеге». Ну, а так как блюз – не наш конек, мы решили все-таки перепеть «Телегу». Во-первых – текст нам и всем гастролирующим музыкантам очень близок, во-вторых, Михай, наш басист и аранжировщик, питает большую любовь к Oasis. Так и решили – берем «Телегу». Ритм-н-блюз не просто сделать с молдавским колоритом, поэтому мы решили изменить только подачу песни и добавить припев. Ну и одно соло на трубе все-таки добавили в нашем «южном» духе».
В канун 40-летия «Машины времени» Роман Ягупов сказал в адрес группы очень теплые слова:
«Машине Времени – «Ла мулць ань» (многие лета) – и памятник при жизни!!! В «совке» рок-группе выжить – это как пройти минное поле с улыбкой на лице и сочиняя по ходу хорошие песни».
_______________________________________________
Давний друг «Машины времени», Максим Леонидов, записал кавер-версию на одну их песен юбиляров. Какую – расскажет сам музыкант:
«Вы знаете, я подумал, что если я выберу какую-нибудь песню, типа «Он был старше ее, она была хороша» или «И вновь в тишине я слышу голос песни, которой нет»…Скажут – «ну, понятно, Леонидов выбрал романтическую песню». Поэтому я выбрал песню «Ты будешь ходить как запущенный сад, а можешь все наголо сбрить…» «Кого ты хотел удивить, короче говоря». Вот. Так что чудеса тяжести мы там…Кипелов курит в коридоре, он слабый мальчик по сравнению с исполнением нами этого произведения. Просто я люблю всегда делать то, что мне самому интересно. Попробовать как-то сделать что-то совсем другое. И так понятно, что я могу взять лирическую песню «Три окна» и спеть ее лирическим голосом, понимаете? Хочется сделать что-то такое, неожиданное для самого себя».
_______________________________________________
Светлана Сурганова записала для трибьюта «Машине времени» собственный вариант песни «Весь мир сошел с ума».
«Мне показалось, что это очень символичное название, учитывая, что наш новый альбом называется «Чужие как свои», - откровенно признается Светлана Сурганова. - Чувствуется, что в то время «Машина времени» много слушала Pink Floyd. Эта флойдовская нотка мне очень импонирует. Да и тема песни – лучшие люди построили город, а потом сами его уничтожили – весьма актуальна. Хочется напомнить людям об ответственности. Мне нравится светлый, позитивный настрой «Машины времени», даже если они поют на социальные темы. Есть проблема, но нет безысходности…»
_______________________________________________
Группа «Уматурман» для готовящегося трибьюта «Машине времени» записала песню Андрея Макаревича «Свеча».
«Нам предложили поучаствовать в трибьюте и, конечно, мы сразу же согласились, потому что группу «Машина времени» мы очень любим и дружим с ними, - рассказал вокалист группы «Уматурман» Владимир Кристовский. - Я уже, честно говоря, не помню, сколько было песен дано на выбор, но список был довольно большим, что немудрено. А песня «Свеча» - одна из моих любимых. Просто она мне очень подходит, прямо про меня там все слова. «Бываю дни, когда опустишь руки…» - это постоянно со мной происходит. Мы не меняли тональность и голосоведение - все осталось оригинальным. Немного изменили лишь аранжировку, ритмику и размер. Добавили некоторые инструменты».
_______________________________________________
Группа «Мумий Тролль» записала песню «Полный штиль» совместно с командой «Аэронавтика» в рамках трибьюта группе «Машина Времени».
«Разговоры о нем шли уже несколько лет, - рассказывает Илья Лагутенко о предыстории своего участия в проекте «Машинопись». - Андрей Макаревич рассказал мне о нём на Дне рождения Артемия Троцкого, где подтвердил, что затея имеет место быть, но все большей частью зависит от желания звукозаписывающей компании выпускать подобный сборник. Записи «Машины» 80-х годов были первыми записями рока на русском языке, которые мне довелось услышать в моей жизни. Я пообещал, что даже в отсутствие бюджетов и времени смогу придумать что-то интересное. Будучи мальчиком из Владивостока, могу сказать, что мне определенно нравились все «морские» песни «Машины». «Штиль» был особенно популярен на школьных танцах как медленный танец. Я всегда был стеснительным мальчиком и не решался приглашать девушек, поэтому, видимо, «Штиль» – это такая месть. Для меня это танец 21 века – никаких сантиментов, а рывок в неизведанное».